«Утверждаю»
Директор
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Самофаловская
средняя
школа»
____________________/
И.А.Камышова
протокол
педагогического
совета
№_1_от_29 августа 2025 года
УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП ФГОС ОУО
(АООП ООО)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
«САМОФАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка к учебному плану АООП ФГОС ОУО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Самофаловская средняя школа»
Учебный план МБОУ «Самофаловская СШ» (далее – Учебный план),
реализующих ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое
на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является частью образовательной программы
Муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
"Самофаловская средняя школа".
Учебный план адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта составлен на основе
следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. №273-ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования для обучающихся с умственной отсталостью, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020г. №28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29декабря 2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 29
июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г., 22 мая 2019 г.;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (с
изменениями на 30 декабря 2022 года);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10
июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, утверждена
приказом Министерством Просвещения Российской Федерации от
24.11.2022г. № 1026;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования от 28 августа 2020 г. №442;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от
21.09.2022 №858 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников" (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.11.2022N70799);
- Устав МБОУ «Самофаловская СШ»;
- Локальные акты образовательного учреждения.
Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных
и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебное время,
отводимое на их освоение по классам (годам обучения) учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
разработке содержания образования, требований к его усвоению и
организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного
из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап – I-IV
или I дополнительный, I-IV классы; 2 этап – V-IX классы; 3 этап – Х-ХII
классы.
Общий объем учебной нагрузки составляет от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I – IV или I дополнительный, I – IV
класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V – IX класс) и 3060
часов на 3 этапе (Х – XII класс).
Количество учебных занятий по предметным областям для учащихся с
нарушениями интеллекта за 9 учебных лет составляет не более 8377 часов, за
12 учебных лет – не более 11845 часов, за 13 учебных лет – не более 12538
часов.
На I этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных
областей, на II и III этапах – 7 предметных областей.
Обязательным элементом структуры учебного плана на всех этапах
обучения является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся
через содержание коррекционных курсов.
Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционноразвивающей области учебного плана для учащихся с нарушениями
интеллекта, составляет за 9 123 учебных лет не более 1830 часов, за 12 учебных
лет – не более 2442 часов, за 13 учебных лет – не более 2640 часов.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования учащихся с нарушениями интеллекта: – формирование
жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие учащегося, а также его интеграцию в
социальное окружение; – формирование основ духовно-нравственного
развития учащихся, приобщение их к общекультурным, национальным и
этнокультурным ценностям; – формирование здорового образа жизни,
элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для каждой группы учащихся, а
также индивидуальных потребностей каждого учащегося. Таким образом,
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
– учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся, в
том числе этнокультурные;
– увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
– введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей учащихся с нарушениями интеллекта и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционноразвивающими занятиями).
При разработке индивидуальных учебных планов выбор коррекционных
курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется
МБОУ «Самофаловская СШ» исходя из особых образовательных
потребностей учащихся с нарушениями интеллекта на основании
рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки,
но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5
часов в неделю из часов внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно не более 10 часов в неделю на учащегося, из которых не менее 5
часов включают обязательные занятия коррекционной направленности с
учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
Для развития потенциала тех учащихся с нарушениями интеллекта,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, с участием их родителей
(законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет
при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
Промежуточная аттестация для учащихся с нарушениями интеллекта
проводится в соответствии с локальным актом МБОУ «Самофаловская СШ»
«Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ
«Самофаловская СШ» и в сроки, определенные Календарным учебным
графиком на текущий учебный год.
Недельный учебный план образования
обучающейся 5 класса Васильевой Светланы с интеллектуальными нарушениями на 2025-2026
учебный год
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
20
20
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3. История Отечества
5.1. Музыка
5.2. Рисование (изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная физкультура
7.1. Труд (технология)
4
2
2
1
2
4
2
2
2
2
-
3
1
2
2
2
2
-
3
1
2
2
2
2
-
3
1
2
2
2
2
-
17
3
4
6
8
10
2
6
1
2
2
6
27
2
2
6
28
2
2
7
29
1
2
7
29
1
2
7
29
1
10
33
142
7
1
1
29
1
1
30
1
30
1
30
1
30
5
2
149
6
6
6
6
6
30
4
1
1
1
1
39
4
1
1
1
1
40
4
1
1
1
1
40
4
1
1
1
1
40
4
1
1
1
1
40
20
5
5
5
5
199
6.Физическая культура
7. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку
Коррекционно-развивающие занятия по математике
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
Разговоры о важном
Профориентация
Функциональная грамотность
Спортивная подготовка
Всего к финансированию
Годовой учебный план образования
обучающейся 5 класса Васильевой Светланы с интеллектуальными нарушениями на 2025-2026
учебный год
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
Учебные предметы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
1.1. Русский язык
1.2. Чтение (Литературное чтение)
136
136
136
136
136
136
136
136
136
136
680
680
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География
4.1. Основы социальной жизни
4.2. Мир истории
4.3. История Отечества
5.1. Музыка
5.2. Рисование (Изобразительное
искусство)
6.1. Адаптивная физкультура
7.1. Труд (технология)
136
68
68
34
68
136
68
68
68
68
-
102
34
68
68
68
68
-
102
34
68
68
68
68
-
102
34
68
68
68
68
-
578
102
136
204
272
340
68
204
34
68
6.Физическая культура
68
68
7.Труд (Технология)
204 204
Итого
918 952
Часть, формируемая участниками образовательных 68
68
отношений
Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку
34
34
Коррекционно-развивающие занятия по математике
34
34
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5- 986 1020
дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные 204 204
занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
136 136
Разговоры о важном
34
34
Профориентация
34
34
Функциональная грамотность: математика для жизни
34
34
Спортивная подготовка
34
34
Всего к финансированию
1326 1360
68
238
986
34
68
238
986
34
68
238
986
34
340
1122
4828
238
34
1020
34
34
1020 1020
170
68
5066
204
204
204
1020
136
34
34
34
34
1360
136 136
34
34
34
34
34
34
34
34
1360 1360
680
170
170
170
170
6766
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство