Учебный план АООП НОО 2025-2026

«Утверждаю»
Директор муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Самофаловская средняя школа»
________________/____ И.А.Камышова
протокол педагогического совета
№1 от 29 августа 2025 года

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
(АООП НОО)
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«САМОФАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка к учебному плану индивидуального обучения на
дому муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Самофаловская средняя школа» на 2025-2026 учебный год
1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план МБОУ «Самофаловская СШ» для индивидуального обучения на дому
в 2025-2026 учебном году разработан на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –
ФЗ;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 22 марта 2021 года № 115 (с
изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69);
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014
года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями);
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 года №495
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации
обучающихся при составлении учебных планов были учтены особые образовательные
потребности детей, особенности их психофизического развития, индивидуальные
возможности, запросы родителей (законных представителей) и общества в целом.
2. Общая характеристика учебного плана
Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в
домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному
учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут
обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей обучения на дому
является освоение обучающимися образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования. Нормативная база обучения на дому
определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности
участников образовательного процесса.
Обучение на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану
учащегося, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, медицинских рекомендаций,
рекомендаций ПМПК Городищенского района, который согласовывается с родителями
(законными представителями) и
является приложением к родительскому договору.
Важнейшая составляющая организации обучения на дому – самостоятельная работа
обучающегося на дому. В индивидуальном учебном плане предусматриваются часы

самостоятельной работы, которые включаются в максимальную недельную нагрузку
обучающегося. Содержание самостоятельной работы учащегося включается в рабочую
программу учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических
знаний
и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей.
Самостоятельная работа выполняется обучающимися с помощью родителей на дому по
заданию педагогического работника.
Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях
школы, либо с частичным посещением школы. Занятия, включенные в часть,
формируемую участниками образовательных отношений, и в компонент образовательной
организации, могут проводиться в малых группах (до 4-х человек). Определение варианта
проведения занятий осуществляется по согласованию с родителями (законными
представителями) на основе заключения медицинской организации, отсутствия
противопоказаний для занятий в группе, с учетом особенностей психофизического
развития и возможностей обучающегося.
3. Структура учебного плана
Учебный план индивидуального обучения на дому МБОУ «Самофаловской СШ»
на 2025-2026 учебный год включает учебный план для обучающегося 3 класса
(прикреплен к 4 классу) Зубарева Елизара на дому по адаптированным образовательным
программам с интеллектуальными нарушениями вариант 2 (1-9 класс).
Своеобразный характер развития детей с умеренными, тяжелыми, глубокими
интеллектуальными нарушениями, с ТМНР (нарушения опорно-двигательных функций,
сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и
эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями), определяет наличие особых
образовательных потребностей, реализация которых осуществляется не только в ходе
общеобразовательной подготовки, но и в процессе коррекционной работы. В соответствии
с ч.2 ст.79 и ч.3 ст.79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются
специальные условия для получения образования, включающие в себя проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Учебный план для учащихся на дому по адаптированным образовательным
программам с интеллектуальными нарушениями (вариант 2) состоит из двух частей:
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть, включает пять образовательных областей: «Язык и речевая
практика»: альтернативное чтение; графика и письмо, «Математика»: математические
представления, «Искусство»: изобразительное искусство, «Технология»: ручной труд 4
класс; ремесло 5 класс.
Кроме того, в обязательную часть включаются коррекционно-развивающие
логопедические занятия по 1 часу с 1 по 9 класс.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает
коррекционные курсы, проводимые различными специалистами.
Обязательная часть включает предметные области и учебные предметы:
Часть, формируемая участниками образовательных отношений включает
следующие коррекционные курсы и занятия:
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» - 1,5 часа во 2 классах
Коррекционно-развивающие занятия (психолог, социальный педагог) - 3 часа во 2 классах
Коррекционный курс «Занятия с социальным педагогом» - 1,5 часа во 2 классах
Курсы коррекционно-развивающей области также реализуются в рамках
внеурочной деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более
1690 часов на I этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе
обучения (5 - 9 класс) и 1020 часов на III этапе (10 - 12 класс). Из 10 часов внеурочной
деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционноразвивающей области.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Обязательная нагрузка обучающихся на дому с умеренной, тяжелой, глубокой
интеллектуальными нарушениями, с ТМНР (нарушения опорно-двигательных функций,
сенсорными, соматическими нарушениями, расстройствами аутистического спектра и
эмоционально-волевой сферы или другими нарушениями) составляет: в 3 классе – 4 ч в
неделю. С учетом часов самостоятельной работы (3 класс – 13 часов), максимально
допустимая нагрузка составляет: в 3 классе – 23 часа в неделю.
На часы работы с педагогом и специалистами определить количество часов: 4 часа
(педагог), 6 часов педагог- психолог и социальный педагог.
А на часы самостоятельной работы при помощи родителей: Зубарев Е. И. 13 часов.
Второй вариант учебного плана для учащихся с интеллектуальными нарушениями)
реализуется на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бажноковой. После окончания 9 класса
учащиеся с ограниченными возможностями здоровья получают свидетельство об
обучении.

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Самофаловской СШ»
_____________ И.А.Камышова
Недельный учебный план обучающегося 3 класса (прикреплен к 4 классу) с
интеллектуальными нарушениями (вариант 2) Зубарева Елизара на дому
в 1-9-х классах МБОУ «Самофаловской СШ» в 2025-2026 учебном году
Предметные
области

Учебные предмет

Количество часов в неделю
Часы работы с
педагогом и
специалистами

Часы
самостоятельной
работы при помощи
родителей (тьютор)

Обязательная часть
Общеобразовательная подготовка
Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная коммуникация 1

1

Математика

Математические представления

1

1

Окружающий мир

Окружающий природный мир

1

1

Домоводство

0,5

0,5

Человек

0,5

1,5

Окружающий социальный мир

0,5

0,5

Изобразительная деятельность

1

2

Музыка и движение

0,5

1,5

Физическая культура

Адаптивная физкультура

-

2

Технология

Труд (технология)

-

-

Искусство

Итого 6

11

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

2

4

Итого недельная нагрузка

8

15

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

23

Внеурочная деятельность, в том числе:
Коррекционные курсы:

6

-

Сенсорное развитие

2

-

Предметно-практические действия

1

-

Двигательное развитие

1

-

Альтернативная коммуникация

2

-

Внеурочная деятельность (по направлениям)

4

Годовой учебный план обучающегося 3 класса (прикреплен к 4 классу) с
интеллектуальными нарушениями (вариант 2) Зубарева Елизара на дому
в 1-9-х классах МБОУ «Самофаловской СШ» в 2025-2026 учебном году
Предметные
области

Учебные предмет

Количество часов в год
Часы работы с
педагогом и
специалистами

Часы
самостоятельной
работы при помощи
родителей (тьютор)

Обязательная часть
Общеобразовательная подготовка
Язык и речевая
практика

Речь и альтернативная коммуникация 34

34

Математика

Математические представления

34

34

Окружающий мир

Окружающий природный мир

34

34

Домоводство

17

17

Человек

17

51

Окружающий социальный мир

17

17

Изобразительная деятельность

34

68

Музыка и движение

17

51

Физическая культура

Адаптивная физкультура

-

68

Технология

Труд (технология)

-

-

Искусство

Итого 204

374

Часть, формируемая участниками образовательных
отношений

68

136

Итого недельная нагрузка

272

510

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)

782

Внеурочная деятельность
Коррекционные курсы:

204

-

Сенсорное развитие

68

-

Предметно-практические действия

34

-

Двигательное развитие

34

-

Альтернативная коммуникация

36

-

Внеурочная деятельность (по направлениям)

136

Внеурочная деятельность обучающихся с интеллектуальными
нарушениями (надомное обучение)
Целью внеурочной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
является:
–создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей;
–создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с
ОВЗ;
–создание образовательной среды, обеспечивающей развитие социальных интересов
обучающихся в свободное время.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся на уроке, направлена
на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы. Но в первую очередь – достижение личностных результатов.
Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не
только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать,
принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения
предметных дисциплин, то достижение личностных результатов отражают успешность
овладения нормами поведения детей с УО в основных социальных областях:
коммуникация (устная и письменная речь), самообслуживание (умываться, одеваться,
быть опрятным), проживание в домашних условиях (вести хозяйство, готовить, вести
бюджет), навыки социального взаимодействия (уметь поддерживать беседу, адекватно
реагировать, регулировать свое поведение), умение жить в микросреде (делать покупки,
пользоваться услугами, транспортом, посещать школу, парки, библиотеки и т.д.),
самонаправленность личности (учиться планировать, находить помощь, решать бытовые
проблемы), здоровье и безопасность (понимать свое самочувствие, уметь оказать помощь,
медосмотры), навыки, связанные с обучением (уметь читать, считать, посильно знать
математику, естественные и общественные науки), досуговые умения (уметь проводить
досуг дома и в обществе) и специфические рабочие навыки (уметь работать в
микросообществе и адекватно общаться с коллегами по трудовому взаимодействию).
Задачи внеурочной деятельности:
В качестве основных задач внеурочной деятельности в работе с такими обучающимися
можно определить следующие:
развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
обогащение общего кругозора, формирование у обучающихся с умственной отсталостью
целостной, научно обоснованной картины мира;
создание условий для сознательного применения обучающимися базовых знаний и
умений в ситуациях, отличных от учебных;
создание условий для закрепления и практического применения умений, приобретенных
обучающимися на уроках трудового обучения по различным трудовым профилям;
создание условий для овладения обучающимися умениями в областях, смежных с
профилями трудового обучения, которые осваивают учащиеся;
создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;
формирование у обучающихся умений планирования, контроля, коррекции и
оценивания при выполнении действий в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее выполнения;
формирование у обучающихся логических действий анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей и
других;
формирование у обучающихся умений сотрудничества со сверстниками, а также в
разновозрастных группах учащихся в различных социальных ситуациях;

формирование у обучающихся умений организовывать здоровьесберегающую
жизнедеятельность на основе установки на здоровый, безопасный образ жизни;
приобщение учащихся к базовым национальным ценностям и интеграция их на этой
основе в современное общество;
социальное, культурное и профессиональное самоопределение, творческая
самореализация обучающихся;
формирование у обучающихся навыков адаптации в социальной среде.
Внеурочная деятельность не является дополнительным образованием обучающихся
и может происходить не только во второй половине учебного дня, но и в другое время,
включая каникулярные, выходные и праздничные дни. Внеурочная деятельность для
обучающихся, обучение на дому, в сумме составляет не более 5 часов в неделю на каждый
класс.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций
дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул
для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации
отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых
на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования
детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, при
необходимости включаются в специальную индивидуальную программу развития.
В соответствии с требованиями Стандарта организуется внеурочна деятельность. К
основным направлениям внеурочной деятельности относятся: коррекционноразвивающее, духовно-нравственное, спортивно - оздоровительное, общекультурное,
социальное.
Внеурочная деятельность направлена на коррекцию и компенсацию различных
дефектов развития обучающихся. При организации внеурочной деятельности необходимо
включать обучающихся в деятельность, которая направлена на формирование навыков
взаимодействия с обычно развивающимися сверстниками и с разными людьми, а так же
приобретение навыков по самообслуживанию.
При составлении СИПРа совместно с родителями оговариваются мероприятия,
которые может посетить ребёнок в сопровождении родителей (законных представителей)
или тьютора. Обеспечивается добровольность участия обучающихся во внеурочной
деятельности с учетом их интересов, а также запросов родителей (законных
представителей) обучающихся. Во внеурочных мероприятиях ребёнок может выступать в
роли участника или зрителя в зависимости от его индивидуальных возможностей и
способностей, а также от содержания данного мероприятия.
Внеурочная деятельность носит прикладной характер. В результате этой
деятельности происходит не только коррекция ручной моторики, но и постепенная
подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

Внеурочная деятельность
Название
мероприятия

Планируемая деятельность
ребенка

Участие ребенка в
мероприятии

День знаний

присутствие на торжественной Зритель
линейке

День Матери

подготовка к мероприятию:
изготовление открыток для
мамы

Зритель/участник

День добрых дел

Сделать добрые дела : помочь
маме, поиграть с младшими

Участник

братьями или сестрами и тд
Новогодний праздник

подготовка к мероприятию:
изготовление украшений
класса (бусы, гирлянды,
елочные игрушки), новогодних
открыток (выкалывание
деталей, сборка по образцу);

Зритель/ участник

участие в новогоднем
празднике (разучивание
новогодних песен)
Операция
«Кормушка»

Изготовление кормушки с
помощью родителей

Участник

«Пасха»

подготовка к мероприятию:
покраска яиц, изготовление
украшений (папье-маше
«Цыплята» и тд)

Зритель/ участник

«Веселые старты»

участие в качестве зрителя в
спортивных эстафетах

зритель

Последний звонок

присутствие на торжественной зритель
линейке
Организация свободного времени

Игра

настольные дидактические
игры «Лото», «Домино»

Участник

Прогулки на улице

экскурсия в лес

Участник


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».