ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным признакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя (при необходимости). 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационнотелекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. Государственные символы России 1 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.2 Москва – столица России. Герб Москвы. Святыни Москвы – святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие 2 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.3 Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и другие). Расположение Москвы на карте 1 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.4 Города России 1 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.5 Россия – многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники 2 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.6 Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края 2 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 2 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.7 Свой регион и его главный город на карте, символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края 1.8 Значение труда в жизни человека и общества 1 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.9 Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи 2 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 1.10 Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей – главные правила взаимоотношений членов общества 2 0 0 https://m.edsoo.ru/f84149d4 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения 2.2 Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет, условия жизни на Земле 2.3 Изображения Земли. Модели: глобус, карта, план. Карта мира. Материки и океаны 2.4 Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу 1 3 0 0 1 0 1 1 0 1 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialy- ob.html 2.5 Ориентирование на местности. Компас, устройство. Определение сторон горизонта при помощи компаса 2.6 Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы 2.7 Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений 2.8 Дикорастущие и культурные растения 2.9 Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков 1 5 2 1 8 0 0 0 0 0 1 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 2.10 Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных 2.11 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги 3 0 0 https://smallgames.ws/ 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html 2.12 Заповедники, природные парки. Охрана 5 0 0 https://smallgames.ws/ 3 0 11730-mir-prirodypoznavatelnye-materialyob.html природы. Правила нравственного поведения на природе Итого по разделу 34 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания) 3.2 Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 3.3 Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Номера телефонов экстренной помощи 3.4 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте) 3.5 Безопасность в информационнокоммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях 2 2 3 0 0 0 0 /smallgames.ws/10010umniki-izuchaemzhizn.html. 0 /smallgames.ws/10010umniki-izuchaemzhizn.html. 0 /smallgames.ws/10010umniki-izuchaemzhizn.html. /smallgames.ws/10010umniki-izuchaemzhizn.html. 3 0 0 2 0 0 /smallgames.ws/10010umniki-izuchaemzhizn.html. контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» Итого по разделу 12 Резервное время 6 3 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 3 3 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Наша Родина - Россия, Российская Федерация 1 2 Москва - столица России. Герб Москвы 1 3 Достопримечательности Москвы: Большой театр, МГУ, Московский цирк, Театр кукол имени С.В. Образцова 1 4 Страницы истории: как Москва строилась 1 5 Санкт-Петербург - северная столица. Достопримечательности города 1 6 Народы России. Народы Севера: традиции, обычаи, праздники 1 7 Народы Поволжья и других территорий РФ: традиции, обычаи, праздники 1 8 Родной край, его природные достопримечательности 1 9 Значимые события истории родного края. Исторические памятники, 1 Контрольные работы Практически е работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e старинные постройки 10 Наш регион, какой он? Культура родного края Родной край, его культурные достопримечательности 1 11 Мир профессий жителей нашего региона 1 12 Зачем человек трудится? Ценность труда и трудолюбия 1 13 Родословная. Родословное древо, история семьи. Предшествующие поколения 1 14 Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи 1 15 Правила культурного поведения в общественных местах: кинотеатре, театре, торговом центре, музее 1 16 Главные правила взаимоотношений членов общества: доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению 1 17 Резервный урок. Древние кремлевские города: Нижний Новгород, Псков, Смоленск 1 18 Резервный урок. Взаимоотношения членов семьи: отношение к детям и старшему поколению 1 19 Резервный урок.Тематическая проверочная работа по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e 1 "Человек и общество" 20 Как человек познает окружающую природу? Особенности разных методов познания окружающего мира 1 21 Звездное небо: звезды и созвездия. Солнечная система: планеты (название, расположение от Солнца, краткая характеристика) 1 22 Земля – живая планета Солнечной системы 1 23 Почему на Земле есть жизнь? Условия жизни на Земле 1 24 Модели Земли. Практическая работа 1 1 25 Ориентирование на местности. Практическая работа 1 1 26 Ориентирование на местности с использованием компаса. Практическая работа 1 1 27 Многообразие растений по месту обитания, внешнему виду. Сравнение растений разных климатических условий 1 28 Деревья, кустарники, травы родного края (узнавание, называние, краткое описание) 1 29 Деревья лиственные и хвойные. Сравнение лиственных и хвойных 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e деревьев: общее и различия 30 Кустарники нашего края: узнавание, название, краткое описание 1 31 Травы нашего края: многообразие. Внешний вид, условия жизни (называние, краткое описание) 1 32 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений осенью и зимой 1 33 Зависимость жизни растений от состояния неживой природы. Жизнь растений весной и летом 1 34 Растения дикорастущие и культурные: общее и различия 1 35 Многообразие животных родного края и разных территорий России 1 36 Мир животных: насекомые. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 37 Мир животных: рыбы. Особенности внешнего вида, условия жизни, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 38 Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e 39 Мир животных: земноводные. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 40 Мир животных: пресмыкающиеся. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание (общая характеристика признаков) 1 41 Мир животных: звери (млекопитающие). Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание 1 42 Животные и их потомство Размножение животных. Стадии развития насекомого, земноводных 1 43 Связи в природе: зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе 1 44 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных осенью и зимой 1 45 Годовой ход изменений в жизни животных. Жизнь животных весной и летом 1 46 Красная книга России. Ее значение в сохранении и охране редких 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e растений и животных 47 Отдельные представители растений Красной книги России (включая представителей растительного мира региона): узнавание, называние и описание 1 48 Отдельные представители животных Красной книги России (включая представителей животного мира региона): узнавание, называние и описание 1 49 Заповедники: значение для охраны природы 1 50 Какие задачи решают сотрудники заповедника. Правила поведения на территории заповедника 1 51 Заповедники Севера России (Остров Врангеля, Большой Арктический заповедник) 1 52 Заповедники Юга России (Кавказский заповедник) 1 53 Заповедники Сибири (Байкальский заповедник, Саяно-Шушенский заповедник) 1 54 Резервный урок. Дикорастущие и культурные растения родного края 1 55 Резервный урок.Тематическая проверочная работа по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e 1 "Человек и природа" 56 Здоровый образ жизни. Режим дня: чередование сна, учебных занятий, двигательной активности 1 57 Рациональное питание: количество приемов пищи и рацион питания. Витамины и здоровье ребенка 1 58 Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 59 Закаливание. Значение закаливания для укрепления здоровья. Средства и правила проведения закаливающих процедур 1 60 Правила безопасности в школе: маршрут до школы, поведение на занятиях, переменах, при приеме пищи; на пришкольной территории 1 61 Правила безопасного поведения в быту. Безопасное пользование электроприборами, газовой плитой. Безопасность при разогреве пищи. Номера телефонов экстрен-ной помощи 1 62 Безопасное поведение на прогулках: правила поведения на игровых площадках; езда на велосипедах (санках, самокатах) и качелях 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e 63 Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта 1 64 Знаки безопасности на общественном транспорте 1 65 Правила безопасного поведения пассажира метро. Знаки безопасности в метро 1 66 Правила поведения при пользовании компьютером: посадка, время пользования, обязательность отдыха и другие 1 67 Безопасное пользование Интернетом 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения во 2 классе 1 1 68 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841367e 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2011. - Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 - Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: поурочные разработки: 2 класс. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://m.edsoo.ru/7f4116e4