ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Наша Родина – Российская Федерация. Уникальные памятники культуры России, родного края. Государственная символика Российской Федерации и своего региона. Города Золотого кольца России. Народы России. Уважение к культуре, традициям своего народа и других народов, государственным символам России. Семья – коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям. Правила нравственного поведения в социуме. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России. Особенности труда людей родного края, их профессии. Страны и народы мира. Памятники природы и культуры – символы стран, в которых они находятся. Человек и природа Методы изучения природы. Карта мира. Материки и части света. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана воздуха, воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Первоначальные представления о бактериях. Грибы: строение шляпочных грибов. Грибы съедобные и несъедобные. Разнообразие растений. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие растений. Особенности питания и дыхания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Охрана растений. Разнообразие животных. Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды. Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери). Особенности питания животных. Цепи питания. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Охрана животных. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Природные сообщества: лес, луг, пруд. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Правила нравственного поведения в природных сообществах. Человек – часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. Безопасность во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности). Правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокзалах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности). Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (ориентирование в признаках мошеннических действий, защита персональной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные изменения, поведение животных) по предложенному и самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) может дать полезную и интересную информацию о природе нашей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспроизводить их названия; находить на карте нашу страну, столицу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках – текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационнокоммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: 1. понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, семейный бюджет, памятник культуры); 2. понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); 3. понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опасные ситуации, предвидение). описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного). Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руководителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 3 КЛАСС К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объектов и достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с природными объектами с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе, организме человека; фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе требования к двигательной активности и принципы здорового питания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах. образовательных и информационных ресурсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Наша родина - Российская Федерация 14 1.2 Семья - коллектив близких. Родных людей. 2 1.3 Страны и народы мира. 4 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 20 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Методы изучения природы. Разнообразие веществ в окружающем мире. 11 2.2 Бактерии, грибы и их разнообразие 2 2.3 Разнообразие растений 7 2.4 Разнообразие животных 7 2.5 Природные сообщества 3 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.6 Человек - часть природы Итого по разделу 1 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 35 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Здоровый образ жизни 2 3.2 Правила безопасного поведения пассажира. Безопасность в сети Интернет 5 Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК 1 4 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 4 3 КЛАСС. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Безопасная информационная среда 1 2 Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты. Материки и океаны, части света: картины природы 1 3 Бактерии – мельчайшие одноклеточные живые существа 1 4 Естественные природные сообщества: лес, луг, водоём 1 5 Искусственные природные сообщества, созданные человеком - пруд, поле, парк, огород 1 6 Природные сообщества родного края – два-три примера на основе наблюдения 1 7 Культура, традиции народов России. Уважение к культуре, традициям, истории разных народов и своего народа 1 8 Что такое общество? 1 9 Наша Родина - Российская Федерация Государственная символика РФ. Уважение к государственным символам России 1 Контрольные работы Практические работы Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c162 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f9fc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ff74 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841330e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84123aa 10 Родной край – малая родина. Российская Федерация 1 11 Условия, необходимые для жизни животных: воздух, вода, тепло, пища (среда обитания) – обобщение на основе результатов наблюдений и работы с информацией 1 12 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом в учреждениях образования и культуры 1 13 Твёрдые вещества, жидкости, газы. Определение свойств твердых веществ, жидкостей и газов 1 14 Разнообразие веществ в природе. Примеры веществ (соль, сахар, вода, природный газ): узнавание, называние, краткая характеристика 1 15 Воздух как смесь газов. Значение воздуха для жизни флоры, фауны, человека. Охрана воздуха 1 16 Вода как вещество. Определение свойств воды в ходе практической работы 1 17 Распространение воды в природе: водоёмы, реки. Круговорот воды в природе 1 18 Значение воды для жизни живых организмов и хозяйственной деятельности людей. Охрана воды 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c7ca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840c392 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d328 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840cb62 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ce78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840d03a 19 Почва, её состав. Значение для живой природы 1 20 Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания 1 21 Растения родного края: названия и краткая характеристика (на основе наблюдения) 1 22 Растение как живой организм 1 23 Как растения размножаются? 1 24 Развитие растения от семени до семени (по результатам практических работ) 1 25 Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений). Бережное отношение человека к растениям 1 26 Жизнь животных в разные времена года. Разнообразие животных 1 27 Особенности питания животных. Цепи питания 1 28 Размножение и развитие рыб, птиц, зверей 1 29 Роль животных в природе и жизни людей 1 30 Бережное отношение к животным – нравственная ценность людей. Охрана животного мира в России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840da26 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/f840df26 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e0de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e282 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e41c 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e6a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840e85e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ea16 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ebe2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ed90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840ef2a 31 Животные родного края: узнавание, называние, краткая характеристика 1 32 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Многообразие растений и животных" 1 33 Разнообразие грибов: узнавание, называние, описание 1 34 Общее представление о строении организма человека. Температура тела, частота пульса как показатели здоровья человека 1 35 Резервный урок. Органы чувств их роль в жизни человека 1 36 Опорно-двигательная система и её роль в жизни человека 1 37 Пищеварительная система и её роль в жизни человека 1 38 Дыхательная система и её роль в жизни человека 1 39 Кровеносная и нервная система и их роль в жизни человека 1 40 Профилактика заболеваний. Роль закаливания для здоровья растущего организма 1 41 Роль двигательной активности: утренней гимнастики, динамических пауз 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840fde4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f840f240 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84104ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410f78 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84116c6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410dd4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410aa0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410654 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410c3a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8410910 42 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Человек - часть природы. Строение тела человека" 1 43 Знаки безопасности во дворе жилого дома.Безопасность в доме 1 44 Безопасное поведение пассажира железнодорожного транспорта. Знаки безопасности 1 45 Безопасное поведение пассажира авиа и водного транспорта 1 46 Соблюдение правил перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части. Знаки безопасности во дворе жилого дома 1 47 Нужны ли обществу правила поведения? Правила поведения в социуме 1 48 Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России 1 49 Горная порода как соединение разных минералов. Примеры минералов 1 50 Полезные ископаемые – богатство земных недр 1 51 Полезные ископаемые родного края: характеристика, использование в хозяйственной деятельности региона 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411f90 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411dd8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8411c0c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84118a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84112c0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841254e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412706 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412896 1 52 Растения, используемые людьми в хозяйственной деятельности 1 53 Труд жителей региона. Профессии, связанные с трудом на производстве, в сельском хозяйстве 1 54 Резервный урок. Семья: традиции, праздники. Государственный бюджет 1 55 Семья – первый и главный коллектив в жизни человека Повседневные заботы семьи 1 56 Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи 1 57 Города Золотого кольца России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский 1 58 Города Золотого кольца России: Ростов, Углич, Ярославль 1 59 Памятники природы и культуры стран Европы (по выбору) 1 60 Памятники природы и культуры Белоруссии (по выбору) 1 61 Памятники природы и культуры Китая (по выбору) 1 62 Памятники природы и культуры стран Азии (по выбору) 1 63 Уникальные памятники культуры России: Красная площадь, Кремль 1 64 Уникальные памятники культуры России: исторический центр Санкт-Петербурга 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412a1c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8412ef4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413c3c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8413e30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84140ba 65 Уникальные памятники культуры России: Кижи, памятники Великого Новгорода 1 66 Достопримечательности родного края: памятники природы и культуры региона 1 67 Резервный урок. Проверочная работа по теме "Наша Родина - Российская Федерация" 1 1 68 Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 3 классе 1 1 68 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841380e 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 3 класс/ Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Атлас – определитель. «От земли до неба». Книга для учащихся начальных классов. (Зелёный дом) / Автор А.А. Плешаков. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов. (Зелёный дом). / Авторы А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2014. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. (Зелёный дом). / Автор А.А. Плешаков. – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2015. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 3 класс / Составитель Яценко И.Ф. – 4-е издание, переработанное. - М.: ВАКО, 2013. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс, к УМК Плешакова А.А. («Школа России»).-Автор Васильева Н. Ю. – М.: ВАКО, 2013. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. В двух частях. Часть 1. / Составитель Е.М. Тихомирова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. Тесты по предмету «Окружающий мир». 3 класс. В двух частях. Часть 2. / Составитель Е.М. Тихомирова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. Тесты по окружающему миру, 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. / Авторы: Плешаков А.А, Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014. Технологические карты уроков. Поурочные разработки по окружающему миру для 3 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / Составители: Ю.И.Глаголева, Е.Ю. Федотова, Н.И. Роговцева. – М.: СПб.: Просвещение, 2013. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.uchportal.ru/load/46